«
»
31
Мар

Харакири: театр одного покойника

Харакири в Японии

Завязка

«Голосом, который не выдавал волнения, Таки Дзэндзабуро сказал: «Я и только я один виновен в том, что приказал стрелять в иностранцев в Кобэ и снова, когда они пытались бежать. За это преступление я вскрою себе живот и прошу всех, собравшихся здесь, оказать мне честь стать тому свидетелями…»

То есть герой этого очерка казнил себя по приговору за совершенное им преступление. По-прежнему оставаясь делом самурайской чести, со временем харакири превратилось и в привилегированную «высшую меру» для самураев. К осужденному являлся чиновник и показывал ему табличку с приговором. Приговор всегда был окончательным и обжалованию не подлежал.

А изначально харакири представляло собой религиозный ритуал. В незапамятные времена весь японский архипелаг населяли айны (сейчас они компактно живут на острове Хоккайдо). Они приносили человеческие жертвы: человек разрезал себе живот, а потом его бросали в бурное море. Этот обряд и приглянулся, по всей видимости, древним японским воинам, которые плотно общались с айнами в процессе их изгнания на север.

«Жизнь человека легче лебединого пуха», — гласила философия самураев. Каждый из них был готов умереть в любой момент, если того требовал долг и сословные понятия о чести. Накануне харакири к самураю приходили близкие, приносили его любимые кушанья, пили саке, беседовали и шутили — короче, всячески демонстрировали, что земная жизнь бренна и, в сущности, не стоит никаких сожалений.

Какие обстоятельства могли побудить самурая совершить харакири? Любые, при которых страдала его самурайская честь. Или когда ему казалось, что она страдает. Самурай не качал права и не звал адвокатов. Он вспарывал себе живот и имел за это почет и уважение. Нередко самурай кончал с собой, чтобы не попасть в плен и кровью смыть позор поражения, а некоторые перед тем обезображивали кинжалом собственное лицо — чтобы враг не мог выдать голову покончившего с собой за свидетельство победы над ним в бою. Еще самураи уходили из жизни вслед за сюзереном: беспредельная верность господину являлась в Японии одним из краеугольных камней кодекса дворянской чести. Совершали сэппуку и в знак протеста против несправедливости.


Оцените статью:
Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (7 оценок, средняя: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Поделись новостью с друзьями!


Екатерина Романова

Об авторе Екатерина Романова

журналист с большим стажем работы в газетах и журналах России. После того, как в ее жизни произошли поистине мистические перемены, увлеклась изучением паранормальных явлений.
    © Copyright 2012-2018  За гранью. ИгуанМедиа.