«
»
31
Мар

Харакири: театр одного покойника

Сэппуку у самураев

Кульминация

«…Еще раз поклонившись, Таки Дзэндзабуро спустил с плеч одежду и остался обнаженным по пояс. Аккуратно, согласно обычаю, он подоткнул рукава под колени, чтобы не упасть назад. Благородный японский воин должен, умирая, упасть только вперед. Решительной и твердой рукой он взял лежавший перед ним кинжал; задумчиво и даже с какой-то нежностью посмотрел на оружие. Собравшись в последний раз с мыслями, он глубоко вонзил кинжал в левый бок, медленно разрезал себе живот слева направо, повернул в ране и сделал еще движение вверх…»

Существовало много разных способов вспороть себе живот. Чем более сложным, а значит, мучительным оказывался избранный способ, чем больше мужества выказывал самурай в последний момент своей жизни, тем больше доставалось ему славы после смерти. Чаще всего применялся косой разрез слева направо снизу вверх, иногда с небольшим доворотом в конце под прямым углом. Но самыми трудными считались крестообразные, прямые (от левого бока к правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка) и косые (слева направо сверху вниз и слева направо снизу вверх).

Чтобы рана стала гарантированно смертельной, самурай должен был первым же движением, без суеты, стонов и с торжественным выражением лица перерезать собственные внутренности. Причем так, чтобы все их увидели.

Пора, наконец, разобраться, почему именно живот? Почему из всех возможных способов самоубийства самураи избрали именно такой, не самый легкий? Или все дело только в заразительном примере древних айнов?

Не только.

Во-первых, самураи уходили из жизни таким изощренным способом именно потому, что он нелегкий. Живот — очень чувствительное место. А харакири — это ведь не мгновенное, необратимое действие, вроде прыжка с карниза. Здесь — процесс. Представьте себе, какое необходимо самообладание, мужество и сила воли, чтобы начать и довести кровавое дело до конца.

Во-вторых, по учению дзэн-буддизма, который в большинстве своем исповедывали самураи, именно живот является вместилищем жизненных сил и души человека.

Вскрывая себе живот, самурай не только выпускал свою душу. При этом он еще и являл миру свое истинное «нутро». Демонстрация внутренностей как раз и была призвана засвидетельствовать перед всеми чистоту сокровенных помыслов.


Оцените статью:
Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (7 оценок, средняя: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Поделись новостью с друзьями!


Екатерина Романова

Об авторе Екатерина Романова

журналист с большим стажем работы в газетах и журналах России. После того, как в ее жизни произошли поистине мистические перемены, увлеклась изучением паранормальных явлений.
    © Copyright 2012-2018  За гранью. ИгуанМедиа.